?

Log in

No account? Create an account

Бродячий сказочник


Previous Entry Share Next Entry
Витраж: узоры света
standard
anton_agarkov
Каждый, кто хотя бы раз видел – в фильмах, на картинах, а может быть и в жизни – готический собор, вряд ли забудет его величественный силуэт с могучими контрфорсами и стройными башнями, уходящими в самое небо. И непременно в этом образе найдётся место прихотливым цветным лучам, освещающим внутреннее убранство храма. Свет, проходя через витражные окна, окрашивается, повинуясь прихоти художника, в самые разные цвета, а сам закрывающий окно прозрачный узор будто бы пылает, пронизанный солнечным светом. Недавно я побывал в витражной мастерской и узнал, как же делают такие произведения стекольного искусства.

1



Для меня съемка этого репортажа из цикла «Ремёсла» стала особенной: до сих пор я делал репортажи только о талантливых одиночках-кустарях. Но в этот раз, благодаря помощи Лейлы Аль-Нуман (elenaleila) мне посчастливилось посмотреть, как работает целая витражная студия "Александрия".

2


3


Мастерская разместилась в подвале столичного дома. У двери меня встретил улыбчивый мужчина - витражист Вячеслав – и повёл по узкому коридору вглубь помещения. Проход был заставлен прислонёнными к стенам готовыми витражами, переложенными картоном, листами стекла и деревянными щитами. Мой провожатый зашел в одну из комнат и пригласил меня пройти за ним. Я оказался в средних размеров комнате: два больших стола, на одном из которых лежал собранный витраж. Над узором с паяльником в руках согнулся ещё один витражист. «А мы как раз витраж паяем. Тебе это может быть интересно – смотри, снимай» - сказал мне второй мастер - Игорь.

4


5


6


По стенам мастерской громоздились стеллажи с разноцветными листами стекла. На верстаке, заваленном набросками, кусочками стекла и инструментами, я увидел световой стол. Под подошвами при каждом шаге скрипели и похрустывали мелкие осколки стекла.

7


8


9


Пока я осматривал небольшую комнату и готовил камеры, Вячеслав вернулся к работе – с паяльником в руках склонился над столом, на котором лежала почти готовая работа. Соседний стол был закрыт огромной калькой с макетом ещё одного будущего витража. «Любой витраж начинается с эскиза, - начал рассказывать Вячеслав, водя паяльником по стыкам стёкол, - Этот рисунок попадает в руки к художнику, и он превращает картинку в схему – полноразмерную кальку, на которой черными линиями отмечено положение модулей, а номерами – их цвета».

10


Может показаться, что всю творческую работу делает художник, а мастеру остаётся только вырезать по шаблону кусочки нужного цвета, разместить их на схеме и соединить. Но это не так. От мастера во многом зависит, насколько красивым будет готовое панно: как точно он сможет вырезать стеклянные кусочки, насколько кропотливо подобрать их форму и тонко соединить. И если вся эта работа, так или иначе механическая, то работа с цветом требует от витражиста художественного чутья и внимательности. Ему приходится работать с материалом самого разного цвета и фактуры. Зачастую стеклянные листы одной и той же марки могут разительно отличаться друг от друга. По поверхности стекла проходят прихотливые разводы, оттенки смешиваются, сменяя друг друга: красный цвет может плавно перетечь в розовый, а в завитках и волнах появятся зелёные полосы. Бывает и так, что прозрачные области сменяются непроницаемыми для света. Мастер должен почувствовать все эти нюансы и вырезать из разноцветного стеклянного листа такой кусочек, который бы идеально вписывался в общую картину.

11


12


13


«Этот тип витража называется Тиффани. Не знаю, откуда пошло название – может быть по имени создателя – сказал Игорь не отрываясь от работы, - Когда мы уже вырезали все стёкла, каждое из них обматывается тонкой лентой из медной фольги. Потом уже обмотанные стёкла снова собирают в узор, швы обезжиривают флюсом и спаивают. Вот и вся работа»

14


15


16


17


18


19


20


21

Кроме Тиффани есть много других видов витражей. Например, стёкла можно устанавливать и впаивать вот в такие профили-протяжки


- И давно вы занимаетесь витражами?
- Давно. Лет двадцать, наверно, ответил Игорь после короткого раздумия. - Я раньше ювелиром был. Но потом Союз рухнул, производство стало никому не нужно, и я пришел сюда». Позже я узнал, что студия «Александрия» занимается витражами уже двадцать лет, и многие мастера работают здесь с самого момента её основания.

22


23


- Сколько времени может уйти на один витраж, - спросил я мастеров, рассматривая немалых размеров чертежи и наброски.
- По-разному. Всё зависит от количества модулей: их может быть на квадратном метре четыре или два… или вообще один, а может быть и сто. А бывает, заказчик приходит, когда весь витраж уже спаян, и просит поменять пару цветов. Тогда приходится выбивать стёкла и переделывать.
- А какая работа потребовала больше всего времени?
- Люстра была, - и Вячеслав, задумавшись, широко развёл руки, показывая размеры люстры, - три панно метра по два каждое. Мы над ней три месяца работали.

24


25


Вячеслав отложил паяльник и критически осмотрел работу. «Видишь, в центре прозрачное стекло с узором? Это пескоструйная обработка – струёй песка под давлением вырезают узор. Правда, это не мы делаем, нам такие стёкла привозят». Мастер отвернулся к полке и снял с неё небольшую стеклянную чашку. Сильный запах тут же резанул ноздри. «Это кислота, - пояснил Вячеслав, - сейчас патинировать будем». С этими словами он опустил в чашку небольшую губку и провёл ей по блестящим паяным швам – они тут же потемнели. «Было новое, стало старое. У нас это очень любят», - с улыбкой сказал мастер.

26


27

Справа шов до патинирования - светлый и блестящий, а слева, блёклый и тёмный - после обработки кислотой


Вячеслав и Игорь перевернули витраж и начали спаивать швы с обратной стороны. Я посмотрел ещё немного за их работой, но вскоре решил пойти поснимать в других мастерских. В соседней комнате мастер, представившийся Дмитрием, подбирал стёкла для витража – обрезал небольшие кусочки и смотрел, как они впишутся в панно. Дмитрий, вырезая детали будущего витража, время от времени беззлобно шутил и с улыбкой давал мне советы, что и как стоит фотографировать. Мастер работал, а я всё рассматривал его руки: ловкие пальцы, исполосованные черными насечками порезов и в паре мест обмотанные обмотанные пластырем. Может быть кровное родство мастера и его работы - это нечто большее, чем просто слова?

28


29


P.S.: Этим постом я продолжаю тему ремёсел. Если вы владеете каким-то ремеслом и хотите рассказать об этом в моём репортаже или знаете о мастерах, творящих уникальные вещи, расскажите об этом мне, и, возможно, репортаж о вас или ваших знакомых и их интересных талантах появится на страницах этого журнала.

когда то я работал дизайнером интерьеров и мы пользовались такими витражами.

Насколько я понял, здесь они могут сами вписать витраж в дизайн по согласованию с заказчиком. По крайней мере художник кроме самого витража или мозаики разрабатывают ещё крепёж и раму, подбирая их под интерьер.

Очень интересно. Обязательно продолжайте.

Спасибо!
Обязательно продолжу - сейчас уже есть материал для двух постов по этой теме :)

Еще один славный репортаж о ремеслах - спасибо!

И вам спасибо за внимание и отзыв!

Отлично! А я вот по фотомастерским мотаюсь :)

Андрей, спасибо!

Знакомое состояние. Только вот тебе посчастливилось, как я почитал, работать с вменяемыми людьми. Когда я чинил свою камеру, впору было о стену биться. Впрочем, все свои чувства я излил в соответствующем посте.

(Deleted comment)
Да, любопытно было бы посмотреть. Далековато - это да, но я чувствую, что очень скоро я с темой ремёсел начну выбираться далеко за пределы центрального региона :)
Кстати, в Новосибирске живёт моя хорошая знакомая, так что опять же есть повод нагрянуть :)

(Deleted comment)
Привет, Антон!
Спасибо за интересный рассказ - посвящение в тайны создания такой красоты!
И спасибо за последний кадр, очень хотелось в финале увидеть оживший на ПроСвет витраж.
Радостно, что есть ремёсла и мастера на Руси!

Рома, привет!
Я когда начала интересоваться ремёслами, оказалось, что у нас в стране очень много талантливых и рукодельных людей, просто мы их часто не замечаем. Вот я и стараюсь рассказать и показать, что такие мастера никуда не пропали и радуют нас своими работами.

Был ещё один готовый витраж - жёлто-синий с лимонами. Только вот я слегка стормозил и не снял его. Теперь жалею.

Антон, отлично. Я даже как-то по-другому взглянула на процесс, свежим взглядом через твой репортаж.
У себя сейчас ссылочку сделаю.

Здорово, и большое спасибо за возможность сделать такой репортаж. Мне кажется, так получилось потому, что я новый человек в этом ремесле и фотографировал не как профессионал витража, а просто как любопытный человек. Примерно так же недавно получилось с выставкой собак.

Скажи, а возможно ли перепечатать этот материал или дать на него ссылку в тематических сообществах?

Ооо! Волшебство! )

Это точно. В любом ремесле есть что-то от волшебства.

Замечательная тема! Спасибо.

Рад, что понравилось.
Тему буду продолжать, уже сейчас есть материалы для новых статей.

Спасибо! Всегда было интересно как делают витражи.

Мне тоже было любопытно - теперь одной загадкой стало меньше?

А есть ещё интересы по конкретным ремёслам? А то я сейчас делаю репортажи обо всём, до чего могу дотянуться. Но можно искать что-то конкретное.

Спасибо за рассказ!

Пожалуйста! На подходе рассказ про мозаику.

Да красиво а я в Казани сам дизайнер рисую рисунки по которым потом пескоструят :)
Может деректора заитерисует пеши ли пусть на сай мой зайдёт посмотрит искизы рисунков
http://artclipart.ru/

Вот если бы у вас в Казани была мастерская, которая занимается пескоструйкой, то было бы интересно поработать и с вами, и с ними.

Каждый новый репортаж - интереснее предыдущего!
Мне почему-то в голову пришли гномы, которые вот так же в своих мастерских создают сокровища. Изо дня в день - новая красота. Да, это вам не продажи поднимать! Браво!

Женя, спасибо!

Гномы - они такие. Трудолюбивые :) Но раз уж дело зашло о сокровищах, то поснимать работу ювелира - ещё одна навязчивая идея с недавнего времени.

Я сейчас совсем закопался, а надо бы уже сделать материал про мозаику.

(Deleted comment)
Да я писать не успеваю - уже целая стопка необработанных репортажей лежит. И все требуют внимания :)

Re: Благодарю за статью

Ого, прямо памятник. Если прижизненный, то я не против :)
Спасибо!